Госпаблики: Лента новостей Портала Республики Тыва
История Детского сада «Салгал» с.Чыраа-Бажы История Детского сада «Салгал» с.Чыраа-Бажы
История Детского сада «Салгал» с.Чыраа-Бажы
Детский сад — это учреждение, играющее важную роль в жизни ребёнка и его семьи. Основная цель детского сада — создать условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Детский сад «Салгал» с. Чыраа-Бажы был создан 18 ноября 1980года. Детский сад находится в отдельно стоящем 2-х этажном кирпичном здании, выстроенном по типовому проекту с площадью 530 кв.м. Детский сад был создан для детей Чабанов близлежащих сел Чыргакы, Хорум-Даг и Чыраа-Бажы с круглогодичным прибыванием детей. Функционировалось 3 разновозрастной группы от 1 до 8 лет с общей наполняемостью 90 детей. Детей забирали домой только в летнее время, осенью всех детей собирали из чабанских стоянок в специальной машине и привозили детский сад.
В Детском саду всего по штатному расписанию было 21 работников: из
них 5 воспитателей,3 ночных и 3 дневных нянь, 10 обслуживающего персонала.
В 1988 году путем реорганизации Детский сад «Чечек» присоединили к Детскому саду «Салгал» с переводом 11 работников и 2 разновозрастных групп. Благоустраивалась территория детского сада, высаживались саженцы деревьев. Улучшилась материально- техническая база детского сада.
С 04.01.1993 г. ДОУ было передано в ведомство Чыраа-Бажынского сельского совета.
18 апреля 2018 года к детскому саду «Салгал» был присоединен детский сад «Чебурашка», что позволило увеличить количество воспитанников и расширить образовательные возможности сада.
Первая заведующая детским садом: Олзей-оол Лидия Александровна, руководила работой в ДОУ с 1980 -1981 гг
Вторая заведующая: Куулар Татьяна Экер-ооловна, руководила работой в ДОУ с 1981-1983гг
Третья заведующая: Куулар Чечен Санчыжаповна, руководила работой в ДОУ с 1983по 2001гг. Много сил и труда Чечен Санчыжаповна вложила в развитие и процветание детского сада. Во время ее работы детский сад являлся одним из лучших садов села и кожууна. За время ее руководства
улучшилась материально-техническая база, в каждой группе создана предметно-развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей. Сделано очень много для полноценного функционирования детского сада, для роста и развития сложившего творческого коллектива, целью которого
является воспитание и развитие подрастающего поколения.
На смену Куулар Ч.С. пришла Монгуш Зоя Семис-ооловна( 2001-2004гг);

С 2004-2008 гг руководила Кара-Монгуш Чойганмаа Эрес-ооловна;
С 2008-2010гг была Монгуш Вера Сонай-ооловна
С 2010 и по настоящее время успешно работает Монгуш Чодураа Марыш-ооловна

В настоящее время в состав детского сада входят два корпуса из трех зданий. В первом корпусе расположены четыре группы: две младшие, одна средняя и одна старшая, в которых воспитываются дети в возрасте от 3 до 6 лет в количестве 70 человек. Во втором корпусе функционируют три группы для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет), в которых воспитываются 40 детей. Всего функционирует 7 общеразвивающих групп. В штате детского сада числится 51 сотрудник, из которых 15 мужчин и 36 женщин. Педагогический персонал состоит из 19 педагогов, а технический персонал- 32 человека. В штат педагогического коллектива входят 15 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, 1 педагог-психолог и 1 старший воспитатель.
На сегодняшний день Учредителем учреждения является Администрация муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва. Учреждение находится в ведомственном подчинении Управления образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.
Благодаря наличию профессиональных педагогов, которые не только грамотно организовывают воспитательно-образовательный процесс, но и с удовольствием демонстрируют педагогическое мастерство в рамках передачи опыта другим коллегам. Детский сад постоянно участвует в конкурсах муниципального, Республиканского значения, награжден многочисленными дипломами, грамотами, сертификатами, благодарственными письмами.
Одним из важных и знаменательных событий для нашего детского сада стало строительство и открытие новой кухни, которое состоялось в 2024 году.
Ранее мы столкнулись с проблемой: отдельно стоящая кухня не соответствовала санитарным требованиям. В частности, отсутствовали холодная и горячая вода, а также кухня не отвечала необходимым размерам. Это побудило нас задуматься о строительстве новой кухни.
Мы уверены, что совместными усилиями мы всегда можем создавать благоприятные условия для всестороннего развития каждого ребенка и процветания нашего дошкольного учреждения.
Дата публикации: 12.08.2025

Теги: сада, сад, детского, детей, В, Детский, гг, время, Салгал, С, ДОУ, руководила, развития, группы, лет, детский, саду, заведующая, работой, Куулар, Монгуш, которых, условия, всестороннего, дошкольного, возраста, ЧырааБажы, создан, года, находится, отдельно,
Количество показов: 12
Тип:  Новость органа
Источник информации:  Администрация Дзун-Хемчикского кожууна
Размещение на сайте:  Госпаблики
Источник (URL):  https://vk.com/wall-92679169_43862
Госпаблики вКонтакте





Мэрия г. Кызыла
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗАДАВАТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Часто в будничной суете в потоке ежедневных дел, в тесноте и воспитательных придирках мы забываем поговорить с детьми по душам. Это приводит к тому, что отношения становятся формальными, а в эмоциональном плане между детьми и родителями нарастает пропасть.
Ученые подсчитали, что в среднем мы уделяем общению с детьми всего 12.5 минут в день. Из этого времени 8,5 минут родители отводят на различного рода наставления, замечания и споры. На доверительное дружеское неформальное остается лишь 4 минуты в день!
КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ?
Итак, вот 4 вопроса, которые помогут вам сохранять с ребенком теплую душевную связь, даже если общаться много не получается:
1. Как прошел твой день?
Если поначалу ребенок отшучивается или отвечает односложно – «плохо», «нормально» и так далее, не нужно устраивать ему допрос и, что называется, «вытаскивать рассказ клещами». Можно сказать: «Ладно, не хочешь – не рассказывай, но знай, что это мне интересно. А вот я сегодня делала то-то и то-то». Со временем ребенок даже самый замкнутый, самостоятельный и скрытный начнет с вами делиться тем, что у него на душе. Проверено на практике!
2. Как дела у твоих друзей?
Можно спросить о конкретном друге, если вы знаете о каких-то событиях из его или ее жизни, а можно – обо всех друзьях в общем. Например, «Кто из твоих друзей, по твоему, нравится мне больше всех? Почему? Расскажи мне о своем лучшем друге. Какие качества должны быть у хорошего друга? Какую самую приятную вещь твой друг делал для тебя? Кем из своих друзей ты гордишься больше других? Почему? Описывал ли ты меня своим друзьям? Если бы ты узнал, что твой друг украл что-то, чтобы ты сделал?». Как вы понимаете, это вопросы для разного возраста, для разных случаев.
3. Что хорошего с тобой случилось за день?​​​​​
Даже в самый дождливый и мрачный день после контрольной по математике можно задуматься и вспомнить какие-то маленькие приятности. А если не вспоминается, то взять и придумать, как себя развлечь и повеселить, например, не запланировано пойти в кино, поиграть всей семьей в настольную игру или просто лечь о помечтать, где и как проведете отпуск или как минимум ближайшие выходные. Такие фантазии выведут и вас, и ребенка из тяжких раздумий на волну положительных эмоций.
4. Тебе нужна моя помощь?
Все мы знаем, как порой трудно просить помощи. Ребенок, который не привык получать помощь по мелочам, тем более не обратится к вам в более сложной ситуации, поэтому начинать нужно с малого – помочь убраться в комнате, сделать уроки, разрешить какую-то неоднозначную ситуацию. Не бойтесь разбаловать сына или дочь, ведь чем больше вы помогаете по мелочам, тем выше вероятность, что в случае серьезного конфликта ребенок придет за советом к вам. Впрочем, это не означает, что нужно начать делать все вместо ребенка.
И еще небольшой, но важный совет: слушая рассказ ребенка, не торопитесь выносить суждения, комментируйте только тогда, когда вас об этом попросят. Пусть ваши глаза будут на одном уровне (если ребенок маленький наклонитесь к нему, возьмите его на руки или просто сядьте рядом). Не игнорируйте телесный контакт, обнимитесь, возьмите за руку. Если вы сейчас в плохом настроении или у вас нет времени – честно скажите ребенку об этом и договоритесь, когда вы сможете пообщаться позже.
Только совместными усилиями государства, общественных организаций и гражданского общества можно обеспечить реальную защиту прав и интересов детей в регионе.