Госпаблики: Лента новостей Портала Республики Тыва
Сегодня мы поговорим о семейных праздниках тувинского народа. Наша гостья – Менги Ондар, ученый, лауреат премии Президента России, заместитель директора Центра тувинской культуры и ремесел. Сегодня мы поговорим о семейных праздниках тувинского народа. Наша гостья – Менги Ондар, ученый, лауреат премии Президента России, заместитель директора Центра тувинской культуры и ремесел.
Сегодня мы поговорим о семейных праздниках тувинского народа. Наша гостья – Менги Ондар, ученый, лауреат премии Президента России, заместитель директора Центра тувинской культуры и ремесел. Она расскажет о том, как проходят традиционные семейные торжества, почему молодежь все чаще стала выбирать «трезвые» свадьбы и что стоит за традиционным обрядом «куда езулалы». https://clck.ru/3NnYM9
Дата публикации: 22.08.2025

Теги: Сегодня, мы, поговорим, о, семейных, праздниках, тувинского, народа, ., Наша, гостья, –, Менги, Ондар, ученый, лауреат, премии, Президента, России, заместитель, директора, Центра, тувинской, культуры, и, ремесел, Она, расскажет, том, как, проходят, традиц
Количество показов: 56
Тип:  Новость органа
Источник информации:  Администрация Тандинского кожууна
Размещение на сайте:  Госпаблики
Источник (URL):  https://vk.com/wall-117903175_56435
Госпаблики вКонтакте



Администрация Чеди-Хольского кожууна

Администрация Тес-Хемского кожууна


Администрация Улуг-Хемского кожууна
История образования Даа кожууна Даа кожуун был образован 1765 году. Он был пятым кожууном, входившим в подчинение Амбын-Нойона Тувы и был самым крупным по территории и почисленности населения. Название «Даа» означает - «Большой». Его территория простиралась от Саянских гор до Танну-Олы на юге и от Кузнецкого Алатау до Элегеста на востоке. В настоящее время эти земли охватывают Дзун-Хемчикский, Сут-Хольский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский и Овюрский кожууны. Даа хошун делился на десять сумонов: Ак-Монгуш, Кара-Монгуш, Кедек Ооржак, Ондар, Хомушку, Улуг Ховалыт, Биче Ховалыт, Иргит и Саая, управлялся удельным князем и был одним из самых многочисленных хошунов. Его центром был Чадан, где находился Нижнечаданский хурээ. После отстранения от власти Гун Дамби в 1764 году, на его место ставят Зайсана Шыырапа из этого же хошуна. С момента правления Шыырапа (Шарап-нойон) Даа кожууном до последнего нойона Буяна-Бадыргы сменилось 10 нойонов: 1 Шыырап (1765-1785) 2 Серге (Сарги) (1785-1798) 3. Дамчай (Демчи) (1798-1813) 4. Шонгур (Сунгар) (1813-1841) 5. Бызыя (Базыр) (1841-1876) 6. Хомушку Базыр (1876-1878) 7. Дугар (1878-1884) 8. Дугер (1884-1885) 9. Сарай (1885-1890) 10. Хайды (Буурул-нойон) (1890-1909) 11. Буян-Бадыргы (1909-1921) Даа кожуун был вторым по значимости консолидирующим центром Тувы после Самагалдая Оюнарского хошуна. Его правители, такие как Монгуш Хайдыш и его приемный сын Буян-Бадыргы, обладали мудростью и терпением, необходимыми для достижения целей. Этот регион славился не только политическими достижениями, но и развитием поливного земледелия, сохранением тувинского языка и созданием тувинской письменности. Здесь зародилась уникальная традиция горлового пения, которая получила мировое признание. Даа кожуун также был важным центром религиозной жизни, где действовала школа при Верхне-Чаданском хурээ под руководством известного ламы Лопсан-Чамзы. Долина Хемчика, расположенная на территории этого кожууна, является музеем памятников древнетюркской письменности и петроглифов, что подчеркивает его культурное и историческое значение. В 1929 году Даа кожуун был преобразован в Дзун-Хемчикский кожуун. Слово «Дзун» означает с монгольского языка — «восточный» . #ДааКожуун #Тува