Госпаблики: Лента новостей Портала Республики Тыва
В Кызыле дан старт ежегодному чемпионату по национальной борьбе хуреш, приуроченному к празднику животноводов «Наадым-2025». В Кызыле дан старт ежегодному чемпионату по национальной борьбе хуреш, приуроченному к празднику животноводов «Наадым-2025».
В Кызыле дан старт ежегодному чемпионату по национальной борьбе хуреш, приуроченному к празднику животноводов «Наадым-2025». В этом году за звание чемпиона борются 256 спортсменов, что является рекордным количеством участников за последние годы. Хуреш – это не просто спорт, это часть богатой культуры и традиций тувинского народа. Десятки тысяч зрителей пришли поддержать своих фаворитов и насладиться атмосферой праздника.
Дата публикации: 19.07.2025

Теги: В, Кызыле, дан, старт, ежегодному, чемпионату, по, национальной, борьбе, хуреш, приуроченному, к, празднику, животноводов, «, Наадым-2025, », ., этом, году, за, звание, чемпиона, борются, 256, спортсменов, что, является, рекордным, количеством, участников
Количество показов: 
Тип:  Новость органа
Источник информации:  Станислав Киштеек
Размещение на сайте:  Прямая речь руководителя
Источник (URL):  https://vk.com/wall1022407856_318
Госпаблики вКонтакте



Администрация Чеди-Хольского кожууна

Администрация Тес-Хемского кожууна


Администрация Улуг-Хемского кожууна
История образования Даа кожууна Даа кожуун был образован 1765 году. Он был пятым кожууном, входившим в подчинение Амбын-Нойона Тувы и был самым крупным по территории и почисленности населения. Название «Даа» означает - «Большой». Его территория простиралась от Саянских гор до Танну-Олы на юге и от Кузнецкого Алатау до Элегеста на востоке. В настоящее время эти земли охватывают Дзун-Хемчикский, Сут-Хольский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский и Овюрский кожууны. Даа хошун делился на десять сумонов: Ак-Монгуш, Кара-Монгуш, Кедек Ооржак, Ондар, Хомушку, Улуг Ховалыт, Биче Ховалыт, Иргит и Саая, управлялся удельным князем и был одним из самых многочисленных хошунов. Его центром был Чадан, где находился Нижнечаданский хурээ. После отстранения от власти Гун Дамби в 1764 году, на его место ставят Зайсана Шыырапа из этого же хошуна. С момента правления Шыырапа (Шарап-нойон) Даа кожууном до последнего нойона Буяна-Бадыргы сменилось 10 нойонов: 1 Шыырап (1765-1785) 2 Серге (Сарги) (1785-1798) 3. Дамчай (Демчи) (1798-1813) 4. Шонгур (Сунгар) (1813-1841) 5. Бызыя (Базыр) (1841-1876) 6. Хомушку Базыр (1876-1878) 7. Дугар (1878-1884) 8. Дугер (1884-1885) 9. Сарай (1885-1890) 10. Хайды (Буурул-нойон) (1890-1909) 11. Буян-Бадыргы (1909-1921) Даа кожуун был вторым по значимости консолидирующим центром Тувы после Самагалдая Оюнарского хошуна. Его правители, такие как Монгуш Хайдыш и его приемный сын Буян-Бадыргы, обладали мудростью и терпением, необходимыми для достижения целей. Этот регион славился не только политическими достижениями, но и развитием поливного земледелия, сохранением тувинского языка и созданием тувинской письменности. Здесь зародилась уникальная традиция горлового пения, которая получила мировое признание. Даа кожуун также был важным центром религиозной жизни, где действовала школа при Верхне-Чаданском хурээ под руководством известного ламы Лопсан-Чамзы. Долина Хемчика, расположенная на территории этого кожууна, является музеем памятников древнетюркской письменности и петроглифов, что подчеркивает его культурное и историческое значение. В 1929 году Даа кожуун был преобразован в Дзун-Хемчикский кожуун. Слово «Дзун» означает с монгольского языка — «восточный» . #ДааКожуун #Тува