Россиянам с 1 сентября грозят штрафы вплоть до 500 тыс. рублей за заказ или размещение рекламы на заблокированных ресурсах, в том числе в запрещенных соцсетях.
Адвокат Сергей Жорин по просьбе ТАСС разъяснил, на что распространяется запрет и чем чревато его нарушение.
ТАСС привел полный комментарий.
Что именно будет запрещено с 1 сентября 2025 года?
Согласно федеральному закону № 72 ФЗ от 7 апреля 2025 года с 1 сентября 2025 года запрещено размещать любую рекламу на интернет-ресурсах, которые признаны экстремистскими или нежелательными организациями, а также на ресурсах, заблокированных в РФ, даже если это нативная, скрытая или бесплатная интеграция.
Особенно это касается Instagram и Facebook (принадлежат Meta. Организация признана экстремистской и запрещена в России).
Важно: даже старые рекламные публикации, если они остаются доступными после 1 сентября, считаются нарушением.
Кто может быть оштрафован и на какие суммы?
Физические лица (включая самозанятых) — от 2000 до 2500 рублей.
Индивидуальные предприниматели и должностные лица — от 4000 до 20000 рублей.
Юридические лица - от 100000 до 500000 рублей.
Санкции предусмотрены по статье 14.3 КоАП РФ (административное нарушение законодательства о рекламе).
И заказчик рекламы, и тот, кто ее размещает (исполнитель, распространитель), подпадают под ответственность.
Кого коснется?
Компании (юрлица) и ИП, должностные лица несут наибольшую ответственность: штраф составит до 500000 рублей или до 20000 рублей соответственно.
Физические лица (включая блогеров-обывателей) также могут быть привлечены к ответственности, если размещают рекламу: штраф до 2500 рублей.
Запрет касается всех, как брендов, так и обычных людей. Даже если вы просто упомянете товар, услугу или бренд в посте или сторис (например, человек советует что-то, призывает, показывает как рекомендацию), это может квалифицироваться как реклама и быть наказуемо, если остается доступным после 1 сентября.
Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, согласно п. 1 ст. 3 закона «О рекламе».
Как быть с упоминаниями аккаунтов друзей, родных, своих проектов?
Если вы делаете репост, упоминаете или призываете подписаться, приводите ссылку (в том числе через QR код) на аккаунт в заблокированной соцсети, это уже может расцениваться как реклама экстремистской организации, то есть это запрещено.
Даже если речь идет не о рекламной интеграции, а о простом обмене контентом, есть потенциальный риск. Роскомнадзор предупреждает, что привлечение аудитории к таким платформам расценивается как реклама.
Каковы рекомендации для блогеров и обычных пользователей?
Удалите до 1 сентября все рекламные публикации (посты, сторис, интеграции, упоминания товаров и услуг, ссылки, промокоды и т. п.) на запрещенных ресурсах, даже если они не платные.
Избегайте любых ссылок, QR-кодов, упоминаний аккаунтов, привлекающих трафик к запрещенным платформам.
Если упоминание аккаунта друга или своего проекта не является рекламой, формулируйте это как информационный контент, без призыва к действию.
Блогерам и тем, у кого больше 10 тыс. подписчиков, стоит помнить, что уже действует закон о регистрации, а аккаунты в заблокированных соцсетях не участвуют в реестре.
Контролируйте доступность старых публикаций, если они открыты, они считаются активными рекламными размещениями.
По данным ТАСС
Фото Шедеврум
