О Т Ч Е Т
о результатах деятельности Правительства
Республики Тыва за 2024 год и о приоритетных
направлениях деятельности на 2025 год
Одобрено постановлением Правительства Республики Тыва от 14 апреля 2025 г. № 162- 1.1. Демография и семейная политика.
- 1.2. Здравоохранение, формирование здорового образа жизни.
- 1.3. Образование, наука и молодежная политика.
- 1.4. Культура и духовный потенциал общества.
- 1.5. Система социальной защиты населения, развитие рынка труда и стимулирование занятости населения.
- 1.6. Развитие физической культуры и спорта.
- 2.1. Оценка основных макроэкономических показателей. Создание благоприятного инвестиционного климата, инвестиционный рейтинг Республики Тыва.
- 2.2. Реализация Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 - 2024 годы в 2024 году.
- 2.3. Развитие предпринимательства.
- 2.4. Агропромышленный комплекс. Обеспечение ветеринарного благополучия.
- 2.5. Развитие строительного комплекса.
- 2.6. Развитие жилищно-коммунального комплекса.
- 2.7. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.
- 2.8. Обеспечение энергетической безопасности.
- 2.9. Тарифная политика.
- 2.10. Цифровая экономика, развитие информатизации, связи, печати и средств массовой информации, совершенствование форм предоставления государственных и муниципальных услуг.
- 2.11. Управление государственной собственностью и реализация земельной политики.
- 2.12. Организация и осуществление государственных закупок для нужд Республики Тыва.
- 2.13. Обеспечение экологической безопасности, сохранение, использование охотничьих и водных биологических ресурсов. Развитие лесосырьевой базы.
- 2.14. Развитие межрегиональных, внешнеэкономических связей Республики Тыва и инфраструктуры туризма.
- 2.15. Реализация бюджетной и налоговой политики, деятельность финансово-кредитных организаций.
- 3.1. Государственное управление и кадровая политика.
- 3.2. Проектное управление, в том числе реализация национальных проектов и губернаторских проектов.
- 3.3. Развитие институтов гражданского общества, в том числе взаимодействие с общественными и некоммерческими организациями, развитие волонтерства (добровольчества).
- 3.4. Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений.
- 3.5. Общественная безопасность, обеспечение законности и правопорядка.
- 3.6. Жизнеобеспечение населения, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
- 3.7. Взаимодействие с муниципальными районами и городскими округами.
- 4.1. Новые проекты и направления деятельности органов исполнительной власти на 2025 год.
- 4.2. Основные задачи Правительства Республики Тыва, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на 2025 год в рамках реализации:
- Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на 2025 - 2030 годы;
- Послания Главы Республики Тыва на 2025 год;
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
- Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. N 1014 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации".
2.4. Агропромышленный комплекс. Обеспечение ветеринарного благополучия
Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2024 году, по предварительным данным, составил 9 млрд. 696,5 млн. рублей, оставшись на уровне прошлого года.
Приоритетными направлениями стали мероприятия по увеличению посевных площадей. Кормов было посеяно на площади 25,7 тыс. га, из которых более 3 тыс. га были обеспечены искусственным поливом. Яровыми культурами было занято 40,2 тыс. га.
Несмотря на продолжающуюся третий год засуху и нашествие саранчи, которой было поражено более 33 тыс. га посевов, урожайность зерновых составила 10 до 12 ц/га. За год хозяйствами всех категорий намолочено 5,8 тыс. тонн зерна (2023 г. - 15,9 тыс.).
Сена за сезон было заготовлено 16,37 тыс. тонн, урожай многолетних трав составил 2,2 тыс. тонн. Картофеля собрано 16,3 тыс. тонн (97 процентов к 2023 г.), овощей - 3,7 тыс. тонн (87 процентов).
На фоне продолжающихся засух развивается институт агрострахования. В 2024 году компенсация была выплачена 4 хозяйствам Пий-Хемского и Дзун-Хемчикского районов на общую сумму 2,48 млн. рублей. Доля застрахованных полей составила 2,3 процента от всех посевов.
Продолжаются работы по восстановлению мелиоративных систем и расширению поливного клина. В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» реконструированы Шекпээрская, Элегестинская, Бурен-Хемская оросительные системы на общей площади 1452 га, восстановлен искусственный полив на 1,5 тыс. га угодий.
Посев культур на орошаемых землях является одним из главных условий гарантированного урожая. Доля таких земель на сегодня составляет 33,26 тыс. га или 24,8 процента всей пашни. Наибольший удельный вес орошаемых земель - в Чаа-Хольском, Барун-Хемчикском и Сут-Хольском районах.
До недавних пор республика располагала 49 мелиоративными системами. В их числе 8 государственных с проектной мощностью 15,4 тыс. га (46,3 процента общей орошаемой площади) и 41 муниципальная на 17,8 тыс. га (53,5 процента). Однако 34 системы на 16,47 тыс. га не эксплуатируются.
После инвентаризации оросительных систем их общее число увеличилось до 58 за счет включения ранее не учтённых, а мощность возросла до 42 тыс. га. Это позволяет в ближайшей перспективе с привлечением федерального финансирования прирастить поливной клин на 20 процентов, или 8,655 тыс. га.
В ходе кадастровых работ за год на территории 5 районов сформировано и подготовлено к вовлечению в оборот 414 новых участков из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 75 тыс. га.
Поголовье скота - главный показатель стабильности и эффективности АПК республики, основанном на животноводстве. За 2024 год общее количество крупного рогатого скота составило 176,5 тыс. голов и уменьшилось на 8 процентов или 15,3 тыс. голов. Сокращение произошло в связи с выбраковкой больных и низкопродуктивных коров.
Численность мелкого рогатого скота также сократилась - с 983,9 тыс. до 696,68 тыс. голов, или на 29,2 процента. Здесь основной причиной стало ухудшение кормовой базы из-за засух, продолжавшихся 3 последних года подряд. Хозяйства, особенно личные подсобные, на которые приходятся почти две трети всего поголовья, целенаправленно забивали скот на продажу, чтобы избежать падежа из-за нехватки кормов зимой.
Правительством республики принимались меры по поддержке аграриев и сохранению поголовья скота. Был увеличен региональный и муниципальные резервы кормов. За минувший год 77 хозяйств получили в общей сложности 149,08 млн. рублей в виде субсидий и грантов. Они направлялись на приобретение мясных и молочных пород скота, развитие семейных ферм и кооперативов, поддержку начинающих фермеров, улучшение материально-технической базы, возмещение части затрат.
В хозяйствах всех категорий в отчетный период произведено 21,8 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе), что на 6,3 процента меньше, чем в 2023 году. Самообеспеченность республики мясом и мясопродуктами оценивается в 59,8 процента.
Надой молока составил 64,2 тыс. тонн - на 0,6 процента больше, чем годом ранее. По-прежнему основную часть молока, 80,3 процента, поставляют на рынок ЛПХ. Но растёт и доля 5 молочно-товарных ферм, построенных в рамках ИПСЭР. Более 270 содержащихся на молочно-товарных фермах дойных коров дают сегодня почти 4 процента валового надоя. Причем, за счёт автоматизации процессов продукция ферм выходит ниже по себестоимости.
В 2024 году в республике произведено 2,6 млн. яиц, с ростом на 4,2 процента. На 98,3 процента это продукция личных хозяйств населения.
На 6,7 процента увеличилось производство рыбы - за год её добыто 290.5 тонны, на 10,3 процента - кондитерских изделий (1455,5 тонны). На уровне прошлого года остался выпуск безалкогольных напитков - 62,9 тыс. декалитров; сливочного масла - 20,2 тонны, кисломолочных продуктов (кроме творога и продуктов из творога) - 430,8, кефира - 333,4, мороженого - 7, сметаны - 75, колбасных изделий - 281,6, а также воды - 694,7 тонн.
Допущено снижение на 0,6 процента производства хлебобулочных изделий недлительного хранения - 26,9 тыс. тонн, плодоовощных консервов на 2.5 процента - 142,7 тыс. условных банок, муки на 3,3 процента - 669 тонн, мясных полуфабрикатов на 8,3 процента - 569,9 тонн.
Ведущая роль в производстве молочной продукции сохраняется за ИП ГКФХ Оюн Ч.Х-Д, СПК «Хунду», ИП Лойгу Ю.Ш., ИП Данзурун Д.И., которыми выпускается до 90 процентов всей производимой молочной продукции в республике.
В отчетном году заработал цех по переработке зерна гречихи, пшеницы и ячменя в крупу в с. Арыг-Узуу Улуг-Хемского района на базе ИП Мандан-оол
Э.Л. мощностью 200 кг/час. За год им произведено и реализовано 59 тонн круп. Открыто 2 убойных цеха в Улуг-Хемском и Бай-Тайгинском районах. Началось строительство предприятия по убою скота, переработке и консервированию мяса в пгт. Каа-Хем, а также цеха по производству колбас и мясных консервов в с. Сукпак. Ввод объектов запланирован в 2025 году.
Организована работа ярмарок выходного дня, где жители республики могут приобретать продукты на 15-20 процентов дешевле, чем в магазинах. В 2024 году проведена 501 ярмарка, около трети из них - в районах.
Существенную помощь аграрии республики получили в рамках ИПСЭР, по которой за 5 лет в сфере АПК было поддержано 102 проекта. Благодаря программе в развитие сельского хозяйства удалось привлечь 334,3 млн. рублей внебюджетных инвестиций, создать 233 новых рабочих места, приобрести свыше 700 голов КРС мясных и молочных пород, 400 голов МРС, 37 единиц спецтранспорта и свыше 500 единиц спецтехники (сеялки, пресс-подборщики, грабли и т.д.) и перерабатывающего оборудования. Налоговые и неналоговые поступления от хозяйств, воспользовавшихся поддержкой, выросли до 14,9 млн. рублей.
Развитие животноводства в большой степени зависит от ветеринарносанитарной безопасности. В прошедшем году на работу ветеринарной службы выделено более 352,5 млн. рублей, что на 71 процент больше по сравнению с
2023 годом. На эти средства обновлены мебель и оборудование Тувинской ветеринарной лаборатории, приобретено 4 автомобиля, в том числе 2 рефрижератора для доставки лекарственных средств. Проведён ремонт здания с холодильным оборудованием для хранения ветеринарных биопрепаратов, привлечено 100 человек для сезонных работ.
Для защиты от завоза и переноса инфекций в республику через границу создано 6 пунктов временного содержания животных в карантинной полосе: 3 -в Овюрском, 2 - в Монгун-Тайгинском и 1 - в Тес-Хемском районах. Еще один пункт построен рядом с постом ГИБДД «Шивилиг».
В целях предотвращения распространения заразных болезней и оперативного выявления их источников с 2023 года началась работа по учёту и маркированию животных. За 2024 год учтено 91 процент крупного рогатого скота, 59 мелкого рогатого скота и 62 процента племенных оленей. Владельцам животных предоставляются скидки на приобретение чипов для маркирования - 10 процентов для всех, 20 - для многодетных семей, 50 процентов - для участников СВО.
Развернута работа по отлову и стерилизации животных без владельцев, на что в минувшем году из бюджета республики выделялось 12,5 млн. рублей. Кроме того, 20,5 млн. предусмотрено на строительство в г. Кызыле приюта для таких животных. За год было отловлено более 2,8 тыс. особей (2023 г. - 2 041).